Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад "Березка"
с. Кривское
Меню сайта
Форма входа

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Рязанская область, р. п. Сараи

2018 год

Пояснительная записка

Предполагаемая программа художественной направленности предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Программа разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №271-ФЗ «Об образовании В Российской Федерации», Устава учреждения.

Педагогическое развитие ребенка-дошкольника также школьника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с окружающим, углубляются познания и детская деятельность. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин). В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Театрализованные игры как нельзя лучше способствуют расширению опыта ребенка. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная игра является

средством самовыражения и самореализации ребенка. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог

 

бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического восприятия.

Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости.

Новизна. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Работа с детьми маленького возраста должна носить специфический характер, качественно отличающейся от работы с детьми другого возраста. Обучение в этом возрасте не должно носить открыто профессиональный характер, должно реализоваться в многообразных игровых формах. Методический подход должен исходить из открытой эмоциональности ребенка, его физической и психической предрасположенности к игре. Работа основывается на способности детей к «придумыванию» ситуаций и себя в них, игровой свободе и контактности, что влечет за собой ряд импровизирующих игр и упражнений, носящих по преимуществу, коллективный характер. Особое внимание следует обратить на методическую последовательность игр, органическое перерастание одной в другую. Игра несет не только функционально театральную и обще-развивающую функцию, но и познавательную нагрузку. Есть дети, которые плохо усваивают программный материал. Проанализировав причины, пришла к выводу: плохая речь, неустойчивое внимание ребенка, их быстрая утомляемость, раздражительность не дают им возможность усваивать программу полностью. Да еще накладывается плохая координация движений тела и рук, пальцев. Чаще всего такие дети необщительны, стесняются, плохо адаптируются к незнакомой среде. Что нужно сделать для того, чтобы заинтересовать воспитанников, удерживать их внимание на протяжении всего занятия, помочь развить воображение, память, связную речь, расширить эмоциональный словарь? Ответ прост - играть!

Направленность - развитие творческих способностей через игру, специальных упражнений. Через дополнительные образовательные дисциплины обеспечить освоение следующих предметов: культура речи, сценическое движение, творческие игры и упражнения. Основные

 

дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по этой программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возраста к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Актуальность программы

  • в раскрепощение ребенка, т.е. не только стремление к мышечной свободе, но в первую очередь - пробуждение фантазии, образного мышления, игрового азарта, а также привитие элементарных «навыков» общения со зрителем, становление и развитие сценической речи. Обучение в этом возрасте не должно носить открыто профессиональный характер, должно реализоваться в многообразных игровых формах. Методический подход должен исходить из открытой эмоциональности ребенка, его физической и психической предрасположенности к игре. Программа основывается на способности детей к «придумыванию» ситуаций и себя в них, игровой свободе и контактности, что влечет за собой ряд импровизирующих игр и упражнений, носящих по преимуществу, коллективный характер. Программа рассчитана на методическую последовательность игр, органическое перерастание одной в другую. Творческие личности требовались постоянно, так как они определяли прогресс человечества. Детское творчество в дошкольной педагогике и детской психологии исследовали Л. С. Выготский, Н. А. Ветлугина, Л. И. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» (Выготский Л.С.).

 

Программа состоит из трех модулей:

Модуль 1 «Игра – путь к театру» (всего 48 часа, 2 – теория, 46 – практика)

 

Краткая аннотация:

Модуль включает в себя отдельные игры, направленные на развитие внимания, памяти, речи и мышления, и комплексы игр, позволяющие использовать творческий потенциал каждого учащегося. Кроме того, модуль позволяет в игровой форме диагностировать творческие способности учащихся, уровень психофизического развития.

Модуль состоит из обязательной части (всего 48 часа, 2 – теория, 46 – практика)и вариативной, содержащей различные темы, варьируя которыми педагог проводит занятия в течение 24 часов за 1 учебный год.

Изучив данный модуль, учащиеся смогут:

  • узнать правила поведения в театре (на сцене и за кулисами);
  • познакомиться с краткой историей возникновения театрального искусства;
  • узнать законы игры, взаимодействия;
  • научиться проявлять инициативу;
  • работать в коллективе.

Структура модуля.

1.1 Игры на развитие внимания, памяти, речи и мышления

1.2 Комплексы игр, содержащие теоретический

1.3 Материал о театральной этике, истории театра.

1.4 Творческие игры; публичные выступления

 

Модуль 2 «Сценическая речь»

(всего 48 часа, 2 – теория, 46 – практика) 24 часов за 1 учебный год.

Краткая аннотация:

Модуль включает в себя анатомические данные о построении артикуляционного аппарата,

описание и обоснование упражнений дыхательной, артикуляционной и речевой гимнастик, знания, умения и навыки по культуре и технике речи. Модуль объединяет в себе теоретический материал по культуре и технике речи и практические упражнения по

развитию речевого действия. Модуль содержит обязательные для изучения темы и темы,

которые педагог может варьировать в зависимости от учебной ситуации в размере

предусмотренных в модуле вариативных часов.

Кроме того, вариативная предусматривает индивидуальные занятия с учащимися, которые испытывают затруднения в обучении.

Изучив данный модуль, учащиеся смогут:

• узнать правила гигиены для речевого аппарата;

• научиться выполнять речевой тренинг;

• выполнять словесное действие, используя нужную интонацию и подтекст;

• вести диалог и дискуссии на различные темы;

• использовать полученные знания в повседневной жизни.

    1. Упражнения, направленные формирование навыка гигиенического дыхания.
    2. Упражнения для развития правильной артикуляции, дикции, Структура модуля звучания и посыла.
    3. Работа над литературным драматургическим материалом.
    4. Самостоятельная творческая деятельность по составлению текстов (устных и письменных).

 

 

Модуль 3 «Сценическое движение»

(всего 48 часа, 2 – теория, 46 – практика) 24 часов за 1 учебный год.

Краткая аннотация:

Модуль включает в себя общефизические упражнения, упражнения, позволяющие снять

мышечные зажимы, упражнения на развитие пластики тела, а также знакомит учащихся со

сценическим фехтованием, сценическим боем, некоторыми сценическими трюками.

Занятия развивают в ребенке:

- пластику,

- координацию движений,

- помогают выработать правильную осанку и почувствовать свое тело,

- развивают чувство ритма.

Модуль также состоит из обязательной и вариативной частей.

Изучив данный модуль, учащиеся смогут:

• узнать правила техники безопасности при выполнении физических упражнений;

• научиться находить у себя места мышечных зажимов и при помощи физических

упражнений избавляться от них;

• узнать значение жеста и пластического выражения эмоции или чувства;

• научиться выполнять несложные трюки, выстраивать сценический бой; работать с партнером, учитывая его физические возможности.

Структура модуля

1.1.Упражнения и комплексы упражнений ОФП.

1.2. Основы хореографии и пластические этюды.

1.3. Основные позы и движения сценического фехтования.

1.4. Техника безопасности и правила выполнения сценических трюков.

 

Программа кружка рассчитана на детей 4-7 лет, имеющих различные психофизические данные.

Занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю. Количество детей 15 человек, занятия с ними проводятся в течение 2 лет.

Формы и виды занятий

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес детей к учебному процессу.

В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые, индивидуальные: игровые, конкурсы, занятие-путешествие.

В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей используются различные формы работы на занятиях:

 

 

 

Срок реализации программы: два года.

 

Выполнение программы рассчитано на 144 учебных часов.

 

Этапы: 1-й год обучения-72 учебных часа, 2-й год обучения-72 учебных часа.

Режим занятий:

 

Длительность занятий 25-30 минут

  1. год обучения: занятия два раза в неделю по часу
  2. год обучения: занятия два раза в неделю по 1 часу

 

Особенности организации образовательного процесса 1 год обучения. Основная цель - формирования интереса к актерскому творчеству через игру, творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребенка: эстетическое восприятия, творческого воображения.

Основной формой 1 года обучения является игра.

  1. год обучения. Основная цель - переход к развивающим упражнениям. На втором году обучения идет закрепление и разучивание более сложных игр.

Цель: развитие речи, артистических способностей детей через театрализованную, игровую деятельность.

Задачи :

  • раскрепощение ребенка, т.е. не только стремление к мышечной свободе, но в первую очередь пробуждение фантазии;
  • образного мышления;
  • игрового азарта;
  • привитие элементарных «навыков» общения со зрителем;
  • формирование выразительности речи;
  • совершенствование артистических навыков детей;
  • развитие эмоционального словаря;

 

  • создание атмосферы творчества и доверия, в условии которой дать возможность каждому ребенку высказаться в процессе игры;
  • поощрение импровизации, умения свободно чувствовать себя в роли;
  • развитие координации движений;
  • формирование коммуникативных навыков.
  • пробуждение фантазии, образного мышления;
  • развитие сценической речи;
  • развитие связную речь;
  • закрепление характеристик звуков по артикуляционным и акустическим признакам;
  • здоровье сберегающие:
  • планирование объема материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • создание благоприятного психологического климата.

 

 

Содержание разделов программы.

Содержание дополнительной образовательной программы 1 года

обучения.

 

Тема

Содержание и формы деятельности

1.

Творческие игры и упражнения.

Вводное занятие.

Беседа о значении театральных игр. Понятие об игре. Правила игры. Условность игры.

Творческие упражнения - игры.

Игры на знакомство: «Развлекательный цветок», «Узнай по описанию», «Узнай чей голосок» и т.д.

 

 

Игры в кругу: «Я вместе со всеми».

Массовые игры: «Волшебная корзина» и мн. другие

2.

Культура речи.

Игровые упражнения на развитие дыхания и

свободы речевого аппарата.

Игровые упражнения на артикуляцию.

Упражнения для активизации речевого аппарата (с

подключением «окраски» речи).

Гласный звукоряд.

Согласный звукоряд.

Скороговорки с ритмическими движениями, инсценировка их.

3.

Сценические движения.

Игровые упражнения на подражание «играем и говорим».

Упражнения на расслабление и активизацию мышечной реакции (обязательно в контексте каких либо игровых задач, создание игровых ситуаций). Инсценировка стихов в ансамблевой игре. Игровые упражнения на развитие пластической выразительности.

 

 

Содержание дополнительной образовательной программы 2 года

обучения

Тема

Содержание и формы деятельности

1

Творческие игры и упражнения.

Вводное занятие.

Знакомство с игровыми упражнениями.

Упражнения на внимание, память, воображение.

Массовые игры: «Гуси лебеди», «Коршун и наседка», «Волк и козлята» и многие другие.

2

Культура речи. Выразительность речи. Развитие

Упражнение на артикуляцию. Упражнения на постановку дыхания.

 

речевых

способностей

детей.

Упражнения на развитие речи. Гласный звукоряд. Упражнения на «п», «а», «о». Согласный звукоряд. Разное качество звуков. Проживание звуков через жест.

Упражнения на посыл голоса. Шепот. Крик.

Повторение скороговорок.

Скороговорки, считалки, поговорки на отдельные звуки.

Работа над стихами в движении. Двигаемся и говорим. Скороговорки, чистоговорки, стихотворные тексты.

Расширять и активизировать словарь детей.

4

Сценические движения.

Изображение героев знакомых сказок, стихов, мультфильмов.

Упражнения на развитие пластической выразительности.

Рассказать об особенностях жеста, мимики, интонации.

Упражнения на координацию действий с использованием:

а) осознанного жеста;

б) элементов сценической пластики;

в) речевых игр, скороговорок, детских стихов.
Коллективное сочинение сказок, историй и их
исполнение.

а) без музыки;

б) под музыку.

Сочинение историй под выбранную педагогом музыку и исполнение их в пластическом решении. (Иногда в графическом). Разыгрывание ситуации по картинкам.

а) создание атмосферы (вся группа
участвует);

б) «выписывание» линии поведения
отдельных персонажей.

Инсценировка стихов в ансамблевой игре.

 

 

Планируемые результаты

Дети, прошедшие все этапы обучения по данной программе должны получить общие представления о развивающих играх, сведения о театральном искусстве, теборитические и практические навыки.

 

Навыков театрального мастерства:

 

-разучивание не больших стишков сценок;

-культура речевого общения, диалогической и монологической речи, -навыков импровизировать;

-навыков действовать в предлагаемых обстоятельствах; -навыков сосредоточивания внимания;

-навыки понимания характера и развития характеров героев в столкновении с другими действующими лицами;

Должны уметь:

-двигаться по сцене;

-сознательно управлять речеголосовым аппаратом; -сочинять и выполнять этюды;

-ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке, -двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога; -соединяясь в пары, тройки и цепочки;

-создавать пластические импровизации под музыку разного характера; -свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия; -действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

-менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса; -произносить скороговорку и стихотворный текст в движении; -произносить одну и туже фразу или скороговорку с разными интонациями; -составлять диалог между сказочными героями;

-умение работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.

 

 

 

 

 

Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Друзья сайта
  • МДОУ № 1
  • МДОУ № 5
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz