Формы и нормативный срок обучения. Формы организации обучения в ДОУ Форма обучения: дневная. Срок освоения образовательной программы дошкольного образования (продолжительность обучения) составляет 5 календарных лет. Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются: · по количественному составу участников, · характеру взаимодействия между ними, · способам деятельности, · месту проведения. В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения. Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре. При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части. Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка. Требования к организации непосредственно образовательной деятельности Гигиенические требования: · непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении; · воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, · не допускать переутомления детей на занятиях. · предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия. Дидактические требования · точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности; · творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; · определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; · выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД; · обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия; · использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал. · систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков. Организационные требования · иметь в наличие продуманный план проведения НОД; · четко определить цель и дидактические задачи НОД; · грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ; · поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД. · не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения. · НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям; · НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности); · организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия. В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста. Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой) Дидактическая задача
Содержание знаний (раздел обучения)
Формы организации обучения в повседневной жизни. На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения: · прогулка, которая состоит из: - наблюдений за природой, окружающей жизнью; - подвижных игр; - труда в природе и на участке; - самостоятельной игровой деятельности; · экскурсии; · игры: - сюжетно-ролевые; - дидактические игры; - игры-драматизации; - спортивные игры; · дежурство детей по столовой, на занятиях · труд: - коллективный; - хозяйственно-бытовой; - труд в уголке природы; - художественный труд; · развлечения, праздники; · экспериментирование; · проектная деятельность; · чтение художественной литературы; · беседы; · показ кукольного театра; · вечера-досуги; В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: · предметно-игровая, · трудовая, · спортивная, · продуктивная, · общение, · сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения. Методы и приемы организации обучения В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей. Нормативный срок обучения воспитанников в ДОУ. Дети обучаются в детском саду с 2 лет до 7 лет.
|
|